Оценки в средней школе

Оценка учебной деятельности, которая была только что описана, применима в первых шести классах. В среднем и старшем звене, где уже не один, а разные учителя преподают разные предметы, требуется несколько иной подход. Описательные характеристики, которые раньше составлялись на всех учеников одним учителем, заменяются теперь ведомостью, заполняемой каждым учителем-предметником. И хотя ведомость напоминает существующий табель успеваемости, между ними есть значительная разница в деталях и расстановке акцентов. Как и в первых шести классах, здесь нет неуспевающих, все учащиеся получают положительные оценки за прохождение того или иного выбранного ими курса. Учителя устанавливают соответствующие стандарты и выводят положительные оценки только тем, кто справляется Оценки в средней школе с этими требованиями. Если стандарты оказываются завышенными, учащиеся либо избегают посещать эти занятия, либо не могут сдать экзамен, что вызывает недовольство со стороны родителей. Если стандарты занижаются, высказывают недовольство другие учителя, работающие с теми же учащимися на последующих этапах. Поэтому целесообразно во всей школе установить одни и те же ориентировочные стандарты.

Учащемуся, не выполнившему установленные учителем стандарты, разрешается повторить курс. Неудовлетворительная оценка ему не выставляется. Учитель должен побеседовать с учеником, посоветоваться, стоит ли ему испытать свои силы еще раз и что необходимо сделать для улучшения результата. В ведомость никогда не включаются несданные курсы. Здесь указываются только усвоенные предметы, а также Оценки в средней школе те, по которым ученик получил оценку «S». Каждого учащегося просят сохранять ведомость успеваемости, чтобы он мог представить ее в случае повторения курса. Данная ведомость — единственное свидетельство того, изучал он тот или иной курс или нет. Если он не может сдать экзамен со второй попытки, он должен обратиться к педагогическому комитету с просьбой разрешить ему прослушать курс третий раз. Иногда учащиеся переходят из одной школы в другую и изучают те или иные курсы по нескольку раз, но разве может такая плата за успех сравниться с убийственной формулировкой «курс не сдан»?

Используя приведенную выше систему учета успеваемости, мы сможем избавиться Оценки в средней школе от губительного эффекта современной системы оценок. Учащиеся, которым требуется больше времени по сравнению с другими, у которых, может быть, не все благополучно дома, те, кто был болен или никогда не испытывал особого интереса к предмету, получают возможность со второй или даже с третьей попытки добиться наконец успеха. В школе могут выяснить количество неудачных попыток учащегося сдать экзамен только в том случае, если он добровольно пожелает предъявить свои ведомости успеваемости. Официальный же табель показывает лишь, какие курсы пройдены, а не сколько раз они слушались. Как и в начальной школе, учащийся может претендовать на одну оценку «S» в семестр.

Система оценки знаний Оценки в средней школе с такой «подстраховкой» способна побудить учащихся взяться за самые трудные предметы. Таким образом, расширяются рамки образования. Учащемуся уже не надо бросать курс из страха получить низкий балл. Если даже он не сдаст курс, он может продолжать его изучение в течение семестра, если захочет повторно сдать экзамен.



Для того чтобы воплотить в жизнь такую систему, придется пересмотреть экзаменационные минимумы. В настоящее время они очень высоки, и это себя не оправдывает. Учителям приходится прорабатывать слишком большой объем материала и требовать от учащихся запоминания сведений, которые не в состоянии вместить их память. По таким предметам, как химия, физика, высшая математика, экономика или Оценки в средней школе литература, справляются с программой единицы, остальные, отстав от программы, попусту теряют время на уроках. Видя, что большинство учеников не могут осилить предмет, учителя начинают злоупотреблять «проходными» баллами. Тем самым достигается идеальная «гармония» между реально неосуществимыми требованиями и неадекватными оценками. Вместо того чтобы честно выставить ученику, который ничего не знает, неудовлетворительную оценку, учитель идет на компромисс, выставляя «С» к удовлетворению обеих сторон. Теперь учитель имеет основания говорить, что он хорошо работает, поскольку в классе почти нет неуспевающих. Учащиеся же могут сказать, что они учились удовлетворительно, в то время как на самом деле их знания фактически равны нулю.

В условиях системы «курс Оценки в средней школе сдан + высшая поощрительная оценка "S"» неуспевающих нет, и учителя просто не смогут ориентироваться на нереалистические стандарты, вследствие которых сегодня многие учащиеся не знают почти ничего из тех сложных предметов, которые они изучают. Иные, отдавая себе отчет в том, что они недостаточно подготовлены, просто отказываются от изучения сложных предметов, так как не желают получать «С» в аттестат. Можно продолжать преподавать сложные предметы, но надо давать больше времени учащимся на овладение ими. Для этого надо сократить объем материала, увеличив время на обсуждение основных концепций, вместо того чтобы все выше и выше карабкаться по холму информации. В рамках системы Оценки в средней школе «курс сдан + "S"» ученик не будет неуспевающим и не получит низкую оценку, даже если на прохождение курса ему потребуется три семестра вместо двух. Желающие могут освоить дополнительные, более сложные разделы, при этом программный минимум обеспечит остальным прочные знания основ наук.

Хочу привести слова одного учителя средней школы. «В нашем мире, — сказал он, — есть только два заведения, где главным фактором является срок, а не проделанная работа, — это школа и тюрьма. В других местах важна работа, а не то, сколько на нее ушло времени».


documentaoidgfp.html
documentaoidnpx.html
documentaoidvaf.html
documentaoieckn.html
documentaoiejuv.html
Документ Оценки в средней школе