Политика управления дебиторской задолженностью: сущность, цели и задачи

Политика управления дебиторской задолженностью: сущность, цели и задачи

Эффективное управление дебиторской задолженностью также является важнейшей характеристикой ликвидности фирмы, так как чем меньше средств омертвляется в дебиторской задолженности, чем меньше у нее «плохих» долгов, тем короче цикл денежного обращения, тем быстрее и аккуратнее она сама оплачивает свои обязательства. И кредиторы, и рейтинговые агентства будут внимательно изучать дебиторскую задолженность компании, решая вопросы ее кредитоспособности, ее кредитного рейтинга.

Для управления дебиторской задолженностью необходимо следующее:

1) Определение условий предоставления кредита при продаже товаров, его срока и системы скидок.

2) Определение гарантий предоставления кредита. Самый простой способ продажи товаров – это открытый счет, когда в соответствии с заключенным контрактом покупателю выставляется счет для подписи. В балансе такая дебиторская Политика управления дебиторской задолженностью: сущность, цели и задачи задолженность объединяется в строке «Счета к получению».

Более сложный, но более надежный способ, - получение письменного обязательства клиента заплатить деньги, т.е. получение векселя. Векселя разделяют на обычные, когда покупатель в письменной форме признает свою задолженность и обязуется заплатить определенную сумму к определенному сроку, и переводные, или коммерческие. Коммерческие векселя широко используются в международной торговле. При этом продавец выписывает покупателю (или его агенту) какую-то сумму к оплате к определенному сроку. Если производится немедленная оплата по предъявлению, то выписывается предъявительский переводной вексель, в других случаях – переводной вексель на срок, который акцептируется, либо покупателем, либо его банком.

Существует также Политика управления дебиторской задолженностью: сущность, цели и задачи безотзывный аккредитив, часто используемый в США (основан на взаимоотношениях продавца, покупателя и их банков); условная продажа, широко распространенная в Европе (право собственности остается за продавцом до времени оплаты товара), и др.

3) Определение надежности покупателя или вероятности оплаты полученных им товаров. В этом могут помочь широко распространенные публикуемые рейтинги, анализ опубликованной финансовой отчетности потенциального покупателя, конструирование индексов риска, анализ баланса.

4) Определение суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному покупателю. В данном случае, как правило, делаются расчеты, основанные на вероятности оплаты покупателем товара, возможности повторения заказов, размера выгод и убытков, получаемых от оплаты (неоплаты) товара.

5) Определение политики сбора дебиторской задолженности. Фирма за определенную оплату передает Политика управления дебиторской задолженностью: сущность, цели и задачи право на получение денег по дебиторской задолженности специализированной фирме. Последняя может обеспечить сбор, страхование и финансирование дебиторской задолженности либо оказать помощь по ее взысканию и страхованию сомнительных долгов. Существует возможность получения кредитной страховки при необходимости защиты от безнадежных долгов. Эти операции известны, как факторинг, а сами фирмы – как факторинговые.

Все перечисленные меры взаимосвязаны. Фирма может предлагать более выгодные условия продажи, если она проводит жесткую политику отбора покупателей, или предоставлять кредит высокорисковым клиентам при наличии надежного механизма получения дебиторской задолженности. [8, стр. 250-251]



Таким образом, основными задачами управления дебиторской задолженностью являются:

- недопущение неплатежей покупателями и, следовательно, образование просроченной дебиторской Политика управления дебиторской задолженностью: сущность, цели и задачи задолженности; по каждому случаю неплатежей должны быть приняты соответствующие меры;

- разработка четкой стратегии и тактики коммерческого кредитования и внедрение в практику работы предприятия с целью обеспечения эффективной политики продаж и реализации продукции;

- прогнозирование и обеспечение своевременного поступления дебиторской задолженности;

- постоянный сквозной анализ дебиторской задолженности.

Именно полнотой решения этих задач будет определяться эффективность управления дебиторской задолженностью.

Вполне понятно, что при управлении дебиторской задолженностью предприятие должно учитывать влияние внешних факторов, таких, как кризис неплатежей, неодинаковое влияние инфляции на различные товары, несовершенство законодательной базы и противоречивость отдельных нормативных документов, несовершенство процедур банкротства, продолжающийся предел собственности и др.

Управление дебиторской задолженностью на предприятии Политика управления дебиторской задолженностью: сущность, цели и задачи является в настоящее время приоритетным, так как это связано с управлением значительными денежными потоками, определяющими обеспеченность предприятия собственными денежными средствами, объем рынка и, соответственно, объем продаж. [5, стр. 129]


documentaoilucv.html
documentaoimbnd.html
documentaoimixl.html
documentaoimqht.html
documentaoimxsb.html
Документ Политика управления дебиторской задолженностью: сущность, цели и задачи